Состояние пассажирского автопарка Липецкой области

Состояние пассажирского автопарка Липецкой области

Пассажирский автопарк Липецкой области пребывает в удручающем состоянии — свыше половины подвижного состава имеет сверхнормативный срок эксплуатации.

Об этом на минувшей неделе управление дорог и транспорта Липецкой области то ли проинформировало, то ли предупредило всех клиентов предприятий-перевозчиков.

После соответствующей переписи чиновники насчитали 1341 единицу подвижного состава и предали гласности одну жизненно важную деталь — из отчета можно сделать вывод, что передвигаться по социально значимым маршрутам теоретически комфортнее и более безопасно, нежели по не социально значимым траекториям. Дело в том, что средний возраст 814 транспортных средств перевозчиков, осуществляющих социально значимые перевозки, насчитывает 10,5 лет, а срок эксплуатации 527 единиц, выполняющих иные маршруты, приближается к 18 годам.

Применительно к областному центру таких специфических сведений нет, но ситуация с транспортом здесь не менее печальна. Как рассказывает первый вице-мэр — председатель департамента транспорта, дорог и благоустройства администрации Липецка Николай Новиков, средний возраст муниципального автобусного парка превышает 10 лет, троллейбусного —12, трамвайного — 25. Сверхнормативный срок эксплуатации имеют три четверти троллейбусов и автобусов и абсолютно все трамваи! Функционирование такой техники отчетливо напоминает, какой может быть жизнь после смерти.

«Это не только комфорт, не только условия для перевозки пассажиров, это безопасность и техническая составляющая», — сетует Николай Новиков.

К текущему положению вещей отчасти привело затянувшееся бесплодное ожидание поступления 75 миллионов долларов от Всемирного банка на масштабное преобразование дорожного хозяйства и транспортной инфраструктуры. До этого модернизация шла более-менее планомерно. Последний раз автопарк муниципального транспорта обновлялся в 2012 году. Тогда мэрия закупила 6 новых автобусов. Потом Липецк победил в конкурсе на участие в пилотном проекте — совместной «Программе по совершенствованию городских транспортных систем» Минтранса России и Всемирного банка, предусматривавшей практически бесплатную для городской казны «поставку новых автобусов, троллейбусов и трамваев в целях повышения качества поездок». В частности, на дармовые средства предполагалось закупить 25 троллейбусов.

«Практически 80% всего состава липецкого автопарка будет обновлено при реализации проекта», — подсчитал председатель горсовета Игорь Тиньков.

Задача обновлять пассажирский транспорт за свой счет вроде как отпала. Но изменившаяся политическая обстановка в мире привела к тому, что о деньгах липчанам до сих пор напоминают лишь одни обещания. Сроки начала реализации проекта переносились неоднократно. О снижении уровня ожиданий говорит тот факт, что город приступил к капитальному ремонту трамваев. Восстановление стоит всего 750 тысяч рублей, а новый транспорт обошелся бы городу в сумму от 14 до 18 миллионов рублей. В этом году планируется поставить на новые колеса 5 старых единиц.

Впрочем, мэр Михаил Гулевский не теряет присущего ему оптимизма, тем более, что причитающаяся городу сумма в рублях за время отсрочки существенно выросла. «Из российского министерства получено подтверждение о согласовании Всемирным банком и Минтрансом РФ финансирования в объеме 4 млрд. рублей против прежних 2,5 миллиардов с учетом роста курса валют. В сентябре правление банка примет окончательное решение. К концу 2015 года можно ожидать первого транша», — поделился последними новостями градоначальник.

Муниципальным транспортом в Липецке пользуются чуть менее половины пассажиров. Остальные — клиенты частных перевозчиков. В 2014 году предпринимателям на колесах удалось обновить около 10 процентов подвижного состава. Ими было приобретено 33 автобуса. Темпы, прямо скажем, не ударные и на ситуацию с транспортом мало влияющие.

В ноябре прошлого года управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области сделало «ход конем». Чиновники решили субсидировать покупку перевозчиками новой техники за счет пассажиров. Предприниматели давно требовали повысить стоимость проезда с 13-ти до 17-20 рублей, и вот звезды сошлись, но с рядом условий.

Установив тариф на проезд в городских маршрутках 17 рублей с 1 декабря 2014 года, управление выдвинуло перевозчикам свои требования: обновление подвижного состава, закупка и установка терминалов для оплаты проезда транспортными картами, приобретение и установка оборудования звукового сопровождения объявления остановок, наличие у водителей единой формы одежды.

Условия необходимо было выполнить к маю 2015 года, на смену имиджа и модернизацию перевозчикам давалось полгода. И бизнес эти обязательства принял. Это дало повод Николаю Новикову выдать прогноз, что подвижной состав «маршруток» в 2015 году обновится минимум на 30 процентов. У пассажиров новость вызвала уныние, напомнив заявление Мухаммеда Али: «Россия пугает меня — люди в автобусах выглядят так, словно их везут на электрический стул».

Насколько выгодные условия были предложены частникам, говорят данные муниципальных перевозчиков, которые для себя экономически обоснованным назвали тариф 18,8 рубля. Но здесь нужно учесть заведомо убыточные, но социально значимые маршруты, рейсы по которым вынуждены выполнять бюджетные водители. Учтем и то, что более 50% пассажиров составляют льготные категории, пользующиеся единым социальным проездным за 300 рублей в месяц плюс транспортные карты, дающие скидку, льготы для школьников и студентов, многодетных семей и т.д. Даже после повышения платы до дифференцированных в зависимости от времени суток 17-20 рублей средняя цена проезда в Липецке для горожан составила около 15 рублей.

У частников таких обременений гораздо меньше. Их доходы выросли сразу на треть. По подсчетам управление потребительского рынка через 5 месяцев после установления нового тарифа на проезд доход хозяйствующих субъектов увеличится от 1 миллиона рублей до 9,9 миллиона рублей в зависимости от перевозчика.

Но сверхприбыль и порядочность — понятия никак не связанные. Значительная часть перевозчиков расценила дополнительный доход как приятный бонус без каких-либо обязательств. Ближе к маю бизнесменам напомнили смысл поговорки «не все коту масленица».

«Значительного улучшения качества обслуживания пассажиров с момента увеличения тарифа не наблюдалось, — выступило с заявлением управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области. — Учитывая, что взятые обязательства не выполнены в полном объеме, рассмотрен вопрос о снижении стоимости тарифа на перевозки пассажиров автотранспортом в Липецке (за исключением муниципальных предприятий) до 15 рублей за одну поездку».

Чиновники отметили, что единственное из условий, которое оказалось выполнено всеми хозяйствующими субъектами, — приобретена единая форма для водителей автобусов. В целом за 5 месяцев 12 собственников (44% от числа перевозчиков) не начали обновление подвижного состава, всего было закуплено 47 автобусов (43 % от планируемого количества), установлены терминалы для оплаты проезда транспортными картами в автобусах у 11 хозяйствующих субъектов (40% от всех перевозчиков), только у 4 частников (14% от общего количества) установлено оборудование для звукового оповещения остановок.

«Насколько я знаю, 80% всех владельцев коммерческих маршрутов выполнили все требования. Но мы деньги вкладывали, терминалы, форму закупали, а теперь 15 рублей. Это несправедливо», — обескуражен один из предпринимателей.

«Слезы пусть оставят при себе. Я еще раз повторю: все должны качественно обслуживать население, и все перевозчики должны были закупить новые автобусы. Возможности у предпринимателей были. Жители Липецкой области вам помогли своими рублями. И на эти деньги они должны были взять кредиты и закупить транспорт», — заявил начальник управление потребительского рынка Николай Киреев.

Управление пригрозило, что будет выходить в администрацию Липецка с инициативой о расторжении договоров на выполнение регулярных перевозок с транспортниками, не выполнившими условия соглашения, но в действенность этой меры верится с трудом. Иначе частники не повели бы себя таким образом. Видимо, некоторым просто-напросто выгоднее работать на старой технике по сниженным расценкам. Такой подход необходимо учесть в следующий раз.

Тариф 15 руб. останется неизменным до декабря. Интенсивность обновления городского автопарка вновь оказалась под вопросом.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ САЙТА

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru